Фирма «Метропроект» была создана в 1993 году проектно-строительным объединением АО «Алматыметрострой» на базе комплексного отдела метро при проектном институте «Алматыгипротранс». Основной вид деятельности - проектирование строительства метрополитена города Алматы. Первые документы о развитии этого вида транспорта в южной столице Казахстана были подписаны в 1981 году, однако работы начались несколькими годами позже - когда в городе родился миллионный житель. В начале 1990-х годов в стране наступила эпоха перемен. Трудности затронули и недавно созданную фирму «Метропроект», но работы не останавливались: специалисты разрабатывали проекты станционных и тоннельных сооружений, эскалаторных тоннелей, занимались проектом организации и технологии строительства, проектом производства работ, проводили авторский надзор за строящимися объектами метро.
В 2003 году проектную организацию возглавил Кульбаев Муратбек Нагиметович.
Главный итог работы компании на сегодняшний день - проект первой очереди метрополитена. Она расположена под оживленной частью города, имеет протяженность 8,5 километра и включает 7 станций: «Райымбек батыра», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконыр», «Театр им. М. Ауэзова», «Алатау». Для обслуживания и ремонта подвижного состава запроектировано электродепо, центральное диспетчерское управление будет осуществляться в Инженерном корпусе. Провозная способность первой очереди - более 200 тысяч пассажиров в сутки. Это позволит улучшить транспортную и экологическую ситуации в городе, ведь метрополитен - это экологически чистый, внеуличный, скоростной вид транспорта.
При проектировании метро учитывались сложные горно-геологические условия, сейсмичность, географическое расположение города. Важная роль была отведена вопросам безопасности: она обеспечивается за счет сейсмостойких тоннельных конструкций и сейсмических швов.
При проектировании ТОО «Метропроект» использует самые современные технологии. Так, ТОО «Метропроект» был разработан проект прохождения методом защитного экрана под действующей автодорогой. Эта технология, впервые примененная в Казахстане, предполагает прохождение тоннеля без вскрытия дорожного полотна и выноса инженерных коммуникаций.
Совместная работа с различными организациями и компаниями позволяет использовать мировой опыт проектирования метрополитенов. В последние годы ТОО «Метропроект» восстановило связи с проектными институтами Москвы, Минска, Ташкента, Санкт-Петербурга. Партнерами его являются Центральный научно-исследовательский институт транспортного строительства (г. Москва), ОАО «Метрогипротранс» (г. Москва), ОАО «Ленметрогипротранс» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Минскметропроект», ООО «Ташкент Метропроект» (г. Ташкент). Компания «Минскметропроект», владеющая самыми современными методиками, разработала технологическую часть компактного и удобного электродепо. Специалисты Ташкентского института, имеющие большой опыт работы в условиях высокой сейсмичности и обладающие необходимыми знаниями, разработали технологические разделы: системы вентиляции, электроснабжения, водоснабжения, а также проекты строительства вестибюлей станций «Абай» и «Алмалы». Совместно с австрийской компанией «Beton-unt-Monierbau» (г. Инсбрук), имеющей опыт проектирования и строительства авто- и железнодорожных тоннелей в Европе, разработан проект строительства станции «Жибек Жолы». При этом была использована новоавстрийская технология, применяемая при строительстве пилонных и колонных станций глубокого заложения.
Компанией ООО «Лайтон» (г. Москва) был разработан проект комплекса систем автоматики, сигнализации связи, обеспечивающие безопасность пассажиров метрополитена.
Совместно с институтом «Алматыгипрогор» разработаны архитектура и дизайн станций «Райымбек батыр», «Жибек жолы», «Алмалы», «Театр им. М. Ауэзова», «Алатау», с группой архитекторов Басен А. станций «Абай» и «Байконур», с Союзом архитекторов РК - проект Инженерного корпуса и здания эксплуатационного персонала.
Генеральным планом развития города Алматы предусмотрено дальнейшее развитие линий метро, пролегающих под густонаселенными районами. В настоящее время ТОО «Метропроект» разработано технико-экономическое обоснование второй очереди строительства метрополитена с протяженностью линии 17 километров и 11 станциями. Из них первый этап - от станции «Алатау» (пр. Гагарина) под проспектом Абая до станции «Калкаман» - линия мелкого заложения с пятью станциями. Второй этап - от станции «Райымбек батыр» до железнодорожного вокзала Алматы-I вдоль проспекта Сейфуллина - с шестью станциями.
Строительство такого уникального сооружения, как метрополитен, немыслимо без надежного проекта, от которого зависит качество сооружения. Это аксиома. В этом плане опыт проектировщиков первого в Казахстане метрополитена особенно интересен.
ТОО «Метропроект» - это стабильный коллектив квалифицированных специалистов-проектировщиков. В составе ТОО - 11 отделов: строительных конструкций, архитектуры и дизайна, отопления и вентиляции, водоснабжения и канализации, организации строительства, трасса и путь, электротехнический, автоматики, связи и сигнализации, инженерной геологии, технический, сметный, выдачи технической документации. Специалисты ежегодно направляются для повышения квалификации в головные проектные и научно-исследовательские институты России. Посещают международную выставку «Подземный город», которая ежегодно проводится в городе Москва Тоннельной ассоциацией Российской Федерации. Проектная организация имеет информационную базу, компьютерную сеть, современное программное обеспечение, что позволяет выполнять проектно-сметную документацию на высоком уровне.
Строительство Алматинского метрополитена началось еще в 1988 году. Работы неоднократно приостанавливались по различным причинам экономического характера. В настоящее время Республика Казахстан активно набирает темпы в своем развитии. Строятся новые города, предприятия, осваиваются территории... И во всем этом видно стремление нового Казахстана к лучшей жизни своих граждан.
Метрополитен давно был насущной необходимостью для мегаполиса, каким является Алматы.
Первым пассажиром алматинского метрополитена стал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
- Я помню начало строительства этого метро. Я поздравляю всех метростроевцев, алматинцев от всей души. Сегодня действительно волнующий исторический день, это первая линия в истории метро Алматы. Мы входим в число 40 стран, где есть метрополитен. Если вы помните, мы финансировали строительство метро, несмотря на экономический кризис. Летом здесь прохладно, зимой здесь тепло... Появление алматинского метро - это не только сокращение автобусных маршрутов, это обретение новой культуры транспорта. Я прошу алматинцев беречь метро, - обратился глава государства к горожанам.
Проект первой очереди первой линии включает семь станций: «Райымбск батыра», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконыр», «Театр имени М. Ауэзова», «Алатау».
По информации управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, сметная стоимость первой линии первой очереди составляет 165,9 миллиарда тенге. Пассажиропоток составит примерно 26 тысяч человек в день.
Обслуживать пассажиров метрополитена будут семь составов электропоездов Hyundai по четыре вагона в каждом. Один такой состав может вместить 940 человек.
При проектировании алматинской подземки учитывались сложные горногеологические условия, сейсмичность и географическое расположение мегаполиса. При строительстве метро применялись сейсмостойкие тоннельные конструкции и внедрялись прогрессивные технологии.
Безопасность подземки будет обеспечена также системами видеонаблюдения, специальным отрядом горноспасателей и Департаментом внутренних дел Алматы. Станции оборудованы устройствами для инвалидов- колясочников, а край платформ обозначает специальный бордюр для слабовидящих граждан.
В марте 2011 года началось строительство второй очереди первой линии метро, которое, согласно планам, продлится более шести лет. Вторая очередь выведет метро за пределы центра города и, по ожиданиям властей, сделает новый вид транспорта более востребованным горожанами.
В западном направлении от станции «Алатау» линия протяженностью 8,62 километра будет проложена до улицы Ауэзова в микрорайоне «Калкаман-3», она включает в себя строительство пяти станций: «Сайран», «Москва», «Сарыарка», «До- стык», «Калкаман». Другая ветка второй очереди протяженностью 8,76 километра пройдет от центральных районов Алматы к северу и соединит станцию «Райымбек батыра», находящуюся на пересечении проспекта Райымбек и улицы Фурманова, с железнодорожным вокзалом «Алматы-1». Общая протяженность второй очереди подземки, включающей 11 станций, составит 17,38 километра, а совокупная протяженность всей первой линии составит 25,8 километра, 18 станций. Средняя глубина заложения станций - 40 метров. Одна из станций второй очереди получит название «Москва». Московские власти одобрили предложение казахстанской стороны назвать в честь Алматы одну из строящихся станций метро на юге российской столицы.
Согласно расчетам Научно- исследовательского института транспорта и коммуникаций первая очередь метрополитена сможет перевозить более 200 тысяч пассажиров в сутки, или около 110 миллионов пассажиров в год. С вводом в эксплуатацию второй очереди объемы перевозок вырастут до 748 тысяч человек в сутки, или до 305 миллионов пассажиров в год.
Фирма «Метропроект» была создана в 1993 году проектно-строительным объединением АО «Алматыметрострой» на базе комплексного отдела метро при проектном институте «Алматыгипротранс». Основной вид деятельности - проектирование строительства метрополитена города Алматы. Первые документы о развитии этого вида транспорта в южной столице Казахстана были подписаны в 1981 году, однако работы начались несколькими годами позже - когда в городе родился миллионный житель. В начале 1990-х годов в стране наступила эпоха перемен. Трудности затронули и недавно созданную фирму «Метропроект», но работы не останавливались: специалисты разрабатывали проекты станционных и тоннельных сооружений, эскалаторных тоннелей, занимались проектом организации и технологии строительства, проектом производства работ, проводили авторский надзор за строящимися объектами метро. В 2003 году проектную организацию возглавил автор статьи.
Главный итог работы компании на сегодняшний день - проект первой очереди метрополитена. Она расположена под оживленной частью города, имеет протяженность
километра. Первая очередь включает, как уже было упомянуто, семь станций:
«Райымбек батыра» и «Алатау» - односводчатые, мелкого заложения;
«Жибек Жолы» и «Алмалы» - трехсводчатые, пилонные, глубокого заложения;
«Абая», «Байконыр» и «Театр имени М. Ауэзова» - трехсводчатые, колонные, глубокого заложения.
Для обслуживания и ремонта подвижного состава запроектировано электродепо, центральное диспетчерское управление будет осуществляться в инженерном корпусе. Провозная способность первой очереди - более 200 тысяч пассажиров в сутки. Это позволит улучшить транспортную и экологическую ситуацию в городе, ведь метрополитен - это экологически чистый, внеулич- ный, скоростной вид транспорта.
При проектировании ТОО «Метропроект» использует самые современные технологии. Так, предприятием был разработан проект прохождения тоннеля с использованием метода защитного экрана под действующей автодорогой.
Эта технология, впервые примененная в Казахстане, предполагает прохождение тоннеля без вскрытия дорожного полотна и выноса инженерных коммуникаций.
Совместная работа с различными организациями и компаниями позволяет использовать мировой опыт проектирования метрополитенов. В последние пять лет ТОО «Метропроект» восстановило связи с проектными институтами Москвы, Минска, Ташкента, Санкт-Петербурга. Партнерами его являются: Центральный научно- исследовательский институт транспортного строительства (Москва), ОАО «Метроги- протранс» (Москва), ОАО «Ленметрогипро- транс» (Санкт-Петербург), ОАО «Минскме- тропроект», ООО «Ташкент Метропроект» (Ташкент). Компания «Минскметропро- ект», владеющая самыми современными методиками, разработала технологическую часть компактного и удобного электродепо. Специалисты Ташкентского института, накопившие большой опыт работы в условиях высокой сейсмичности и обладающие необходимыми знаниями, создали технологические разделы: системы вентиляции, электроснабжения, водоснабжения, а также проекты строительства вестибюлей станций «Абая» и «Алмалы». Совместно с австрийской компанией Beton-unt-Monierbau (г. Инсбрук), имеющей опыт проектирования и строительства авто- и железнодорож ных тоннелей в Европе, разработан проект строительства станции «Жибек Жолы». При этом была использована новоавстрийская технология, применяемая при строительстве пилонных и колонных станций глубокого заложения.
Компанией ООО «Лайтон» (Москва) был разработан проект комплекса систем автоматики, сигнализации связи, которая включает в себя 28 систем, обеспечивающих безопасность пассажиров метрополитена.
Повышенное внимание в современном метро, и Алматы тут не исключение, уделяется пассажирам с ограниченными возможностями передвижения, использующими коляски. В Алматы электропандусами оборудованы все лестницы и эскалаторы в метрополитене. А на двух конечных станциях - «Райымбек батыра» (Райымбека - Фурманова) и «Алатау» (Абая - Гагарина) - имеются лифты для инвалидов-колясочников. Дежурный по станции (их будки будут располагаться рядом с лестницами) поможет инвалиду с подъемом и спуском. Грузоподъемность рассчитана на 450 кг. Каретка будет ездить по своеобразным «перилам-рельсам», а потом будет складываться назад. Оборудование произведено итальянской компанией SITES, европейским лидером по разработке и изготовлению лифтового оборудования, демонстрационных и промышленных платформ, подъемников различного типа и назначения. Отдельным направлением деятельности компании является производство аппаратов, облегчающих жизнь людям с особыми нуждами.
Эстетика метрополитена в разных городах и странах очень различна. Известно, что внешний вид подземных станций, например, лондонского метро отличается крайней простотой. В свое время в СССР пошли по иному пути, и московские, а потом и ленинградские станции стали настоящими произведениями искусства. То же можно сказать и о алматинском метро, где в архитектурном оформлении станций очень удачно сочетаются высокая эстетика, историзм и национальные художественные мотивы. В художественном отношении каждая станция метро города Алматы неповторима и носит самобытный характер. В этом смысле создатели придерживались традиций, которые были заданы советскими архитекторами: метро - это не просто удобный вид транспорта, это своеобразный подземный город, который должен и радовать человека, и напоминать ему об истории настоящего, «наземного» города и всей страны. Именно поэтому о дизайне подземных вестибюлей нужно сказать особо.
Панно на ст. «Райымбек батыра». Архитектурно- художественное решение интерьера основывается на традиционных приемах декоративно-прикладного искусства казахского народа. Вдоль путей равномерно распределены декоративные элементы, ритм которых завершается декоративными панно, расположенными на торцевых стенах. Мозаичное панно отражает тему воинской доблести и славы Райымбек батыра.
Панно на ст. «Жибек Жолы». Основной сюжетной и визуальной идеей монументально-декоративных панно для художественного оформления интерьера станции «Жибек Жолы» является раскрытие перед зрителями и посетителями зрительных образов, связанных с Великим шелковым путем. Это караваны верблюдов, нагруженные тюками и утварью для торговли и сопровождающие их караванщики и купцы, древние города, памятники архитектуры и зодчества, стоящие на восточном торговом пути, а также разнообразные природные и географические ландшафты. При работе над панно использовались высококачественные художественные материалы и эксклюзивные технологии обжига керамики, лепки и ручной росписи.
Основным технологическим материалом исполнения является керамика в виде глазурованной рельефной основы, покрытой ручной росписью в сочетании со скульптурными барельефами и вставками из шамота - одного из вида глины, специально предназначенного для подобного рода художественных работ.
Панно на ст. «Алмалы». Художественное панно «Алмалы» исполнено в технике «художественный витраж» с искусственной подсветкой, на платформе станции.
В эскизе заложена идея древнего города и цветущего сада. Композиция состоит из трех частей. Левая часть - цветение сада с очертаниями древнего города Алмалы.
Правая часть - созревание плодов с силуэтом каравана в сакско-зверином стиле.
Центральная часть - яблоня с плодами как символ плодородия, древа жизни и благоденствия. Обрамляет композицию геральдические элементы, ставшие символикой государства.
Панно на ст. «Абая». Художественное панно для станции «Абая» выполнено в технике «рельеф в бронзе» в сочетании с флорентийской мозаикой.
Для гармонии с архитектурой композиция создана в современном стиле.
Бронзовый рельеф Абая выделен на каменном фоне, где написаны стихи и слова назидания. Рельеф возвышается над современным городом, тем самым подчеркивается актуальность и необходимость творчества Абая в современном мире.
Панно на ст. «Театр имени М. Ауэзова». На платформенном участке ст. «Театр имени М. Ауэзова» изображено панно на тему театральной сцены. В панно отражены художественной мозаикой герои казахских народных эпосов в красочных национальных костюмах.
Панно на ст. «Алатау». Декоративные панно находятся на двух торцах односводчатой станции. Художественной мозаикой изображена панорама южной столицы Казахстана - города Алматы на фоне величественных гор Заилийского Алатау.
Совместно с институтом «Алматыгипрогор» разработаны архитектура и дизайн станций «Райымбек батыра», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Театр имени М. Ауэзова», «Алатау», с группой архитекторов А. Басен - станций «Абая» и «Байконыр», с Союзом архитекторов РК - проект инженерного корпуса и здания эксплуатационного персонала.
При отделке интерьеров станции первой очереди Алматинского метрополитена применены натуральные камни казахстанских месторождений и месторождений зарубежных стран.
Облицовки полов выполнены с применением натуральных гранитных камней Курдайского, Куртинского, Капал-Арасанского месторождений Казахстана.
На стенах использованы плитки из травертина казахстанского и импортного производства, а также мраморные плитки, мозаичный мрамор заводского изготовления. Местами выполнены облицовочные работы с применением керамических плиток Kerama-Marazzi.
Генеральным планом развития города Алматы предусмотрено строительство еще двух линий метро, пролегающих под густонаселенными районами. В 2010 году ТОО «Метропроект» разработано техникоэкономическое обоснование второй очереди строительства метрополитена с протяженностью линии 17 километров и 11станциями. Из них первый этап - от станции «Алатау» (пр. Гагарина) под проспектом Абая до станции «Калкаман» - линия мелкого заложения с пятью станциями. Второй этап - от станции «Райымбек батыра» до железнодорожного вокзала Алматы-1 вдоль проспекта Сейфуллина - с шестью станциями.
Строительство такого уникального сооружения, как метрополитен, немыслимо без надежного проекта, от которого зависит качество сооружения. Это аксиома. В этом плане опыт проектировщиков первого в Казахстане метрополитена особенно интересен.
ТОО «Метропроект» - это стабильный коллектив квалифицированных специалистов-проектировщиков. В составе ТОО - 11 отделов: строительных конструкций, архитектуры и дизайна, отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, организации строительства, трасса и путь, электротехнический, автоматики, связи и сигнализации, инженерной геологии, технический, сметный, выдачи технической документации. Специалисты ежегодно направляются для повышения квалификации в головные проектные и научно-исследовательские институты России, посещают международную выставку «Подземный город», которая ежегодно проводится в Москве Тоннельной ассоциацией Российской Федерации. Проектная организация имеет информационную базу, компьютерную сеть, современное программное обеспечение, что позволяет выполнять проектно-сметную документацию на высоком уровне.
Алматинский метрополитен стал шестнадцатым в странах СНГ и первым и пока единственным в Казахстане. По количеству станций метрополитен Алматы занимает 15-е место в странах СНГ. Однако прекрасное начало положено. И жители города, и его многочисленные гости уже оценили все удивительные достоинства долгожданной подземки.