Главная
Статьи

ТОО "Метропроект"

Фирма «Метропроект» была создана в 1993 году проектно-строительным объединением АО «Алматыметрострой» на базе комплексного отдела метро при проектном институте «Алматыгипротранс». Основной вид деятельности - проектирование строитель­ства метрополитена города Алматы. Первые документы о развитии этого вида транспорта в южной столице Казах­стана были подписаны в 1981 году, однако работы нача­лись несколькими годами позже - когда в городе родился миллионный житель. В начале 1990-х годов в стране на­ступила эпоха перемен. Трудности затронули и недавно созданную фирму «Метропроект», но работы не оста­навливались: специалисты разрабатывали проекты стан­ционных и тоннельных сооружений, эскалаторных тон­нелей, занимались проектом организации и технологии строительства, проектом производства работ, проводили авторский надзор за строящимися объектами метро.

В 2003 году проектную организацию возглавил Кульбаев Муратбек Нагиметович.

Главный итог работы компании на сегодняшний день - проект первой очереди метрополитена. Она распо­ложена под оживленной частью города, имеет протяжен­ность 8,5 километра и включает 7 станций: «Райымбек ба­тыра», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконыр», «Театр им. М. Ауэзова», «Алатау». Для обслуживания и ремонта подвижного состава запроектировано электроде­по, центральное диспетчерское управление будет осущест­вляться в Инженерном корпусе. Провозная способность первой очереди - более 200 тысяч пассажиров в сутки. Это позволит улучшить транспортную и экологическую ситуации в городе, ведь метрополитен - это экологичес­ки чистый, внеуличный, скоростной вид транспорта.

При проектировании метро учитывались сложные горно-геологические условия, сейсмичность, географи­ческое расположение города. Важная роль была отведена вопросам безопасности: она обеспечивается за счет сейс­мостойких тоннельных конструкций и сейсмических швов.

При проектировании ТОО «Метропроект» исполь­зует самые современные технологии. Так, ТОО «Метропроект» был разработан проект прохождения методом защитного экрана под действующей автодорогой. Эта технология, впервые примененная в Казахстане, предпо­лагает прохождение тоннеля без вскрытия дорожного по­лотна и выноса инженерных коммуникаций.

Совместная работа с различными организациями и компаниями позволяет использовать мировой опыт проек­тирования метрополитенов. В последние годы ТОО «Мет­ропроект» восстановило связи с проектными институтами Москвы, Минска, Ташкента, Санкт-Петербурга. Партнера­ми его являются Центральный научно-исследовательский институт транспортного строитель­ства (г. Москва), ОАО «Метрогипротранс» (г. Москва), ОАО «Ленметрогипротранс» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Минскметропроект», ООО «Ташкент Метропроект» (г. Ташкент). Компания «Минскметропроект», вла­деющая самыми современными ме­тодиками, разработала технологичес­кую часть компактного и удобного электродепо. Специалисты Ташкент­ского института, имеющие большой опыт работы в условиях высокой сейсмичности и обладающие необ­ходимыми знаниями, разработали технологические разделы: системы вентиляции, электроснабжения, во­доснабжения, а также проекты строи­тельства вестибюлей станций «Абай» и «Алмалы». Совместно с австрийс­кой компанией «Beton-unt-Monierbau» (г. Инсбрук), имеющей опыт проек­тирования и строительства авто- и железнодорожных тоннелей в Евро­пе, разработан проект строительства станции «Жибек Жолы». При этом была использована новоавстрийс­кая технология, применяемая при строительстве пилонных и колон­ных станций глубокого заложения.

Компанией ООО «Лайтон» (г. Москва) был разработан проект комплекса систем автоматики, сиг­нализации связи, обеспечивающие безопасность пассажиров метропо­литена.

Совместно с институтом «Алматыгипрогор» разработаны архитек­тура и дизайн станций «Райымбек батыр», «Жибек жолы», «Алмалы», «Театр им. М. Ауэзова», «Алатау», с группой архитекторов Басен А. стан­ций «Абай» и «Байконур», с Союзом архитекторов РК - проект Инженер­ного корпуса и здания эксплуатаци­онного персонала.

Генеральным планом развития города Алматы предусмотрено даль­нейшее развитие линий метро, пролегающих под густонаселенными районами. В настоящее время ТОО «Метропроект» разработано техни­ко-экономическое обоснование вто­рой очереди строительства метропо­литена с протяженностью линии 17 километров и 11 станциями. Из них первый этап - от станции «Алатау» (пр. Гагарина) под проспектом Абая до станции «Калкаман» - линия мел­кого заложения с пятью станциями. Второй этап - от станции «Райымбек батыр» до железнодорожного вокза­ла Алматы-I вдоль проспекта Сейфуллина - с шестью станциями.

Строительство такого уникально­го сооружения, как метрополитен, не­мыслимо без надежного проекта, от ко­торого зависит качество сооружения. Это аксиома. В этом плане опыт про­ектировщиков первого в Казахстане метрополитена особенно интересен.

ТОО «Метропроект» - это ста­бильный коллектив квалифициро­ванных специалистов-проектировщиков. В составе ТОО - 11 отделов: строительных конструкций, архи­тектуры и дизайна, отопления и вен­тиляции, водоснабжения и канали­зации, организации строительства, трасса и путь, электротехнический, автоматики, связи и сигнализации, инженерной геологии, техничес­кий, сметный, выдачи технической документации. Специалисты еже­годно направляются для повыше­ния квалификации в головные про­ектные и научно-исследовательские институты России. Посещают меж­дународную выставку «Подземный город», которая ежегодно проводит­ся в городе Москва Тоннельной ас­социацией Российской Федерации. Проектная организация имеет ин­формационную базу, компьютерную сеть, современное программное обеспечение, что позволяет выпол­нять проектно-сметную документа­цию на высоком уровне.

­

Слово президента

Строительство Алматинского метропо­литена началось еще в 1988 году. Работы не­однократно приостанавливались по различ­ным причинам экономического характера. В настоящее время Республика Казахстан активно набирает темпы в своем развитии. Строятся новые города, предприятия, осва­иваются территории... И во всем этом вид­но стремление нового Казахстана к лучшей жизни своих граждан.

Метрополитен давно был насущной не­обходимостью для мегаполиса, каким явля­ется Алматы.

Первым пассажиром алматинского ме­трополитена стал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

- Я помню начало строительства этого метро. Я поздравляю всех метростроевцев, алматинцев от всей души. Сегодня действи­тельно волнующий исторический день, это первая линия в истории метро Алматы. Мы входим в число 40 стран, где есть метропо­литен. Если вы помните, мы финансировали строительство метро, несмотря на эконо­мический кризис. Летом здесь прохладно, зимой здесь тепло... Появление алматин­ского метро - это не только сокращение ав­тобусных маршрутов, это обретение новой культуры транспорта. Я прошу алматинцев беречь метро, - обратился глава государства к горожанам.

Проект первой очереди первой линии включает семь станций: «Райымбск баты­ра», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконыр», «Театр имени М. Ауэзова», «Алатау».

По информации управления пассажир­ского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, сметная стоимость первой линии первой очереди составляет 165,9 миллиарда тенге. Пассажиропоток составит примерно 26 тысяч человек в день.

Обслуживать пассажиров метрополитена будут семь составов электропоездов Hyundai по четыре вагона в каждом. Один такой со­став может вместить 940 человек.

При проектировании алматинской подземки учитывались сложные горно­геологические условия, сейсмичность и географическое расположение мегаполи­са. При строительстве метро применялись сейсмостойкие тоннельные конструкции и внедрялись прогрессивные технологии.

Безопасность подземки будет обеспе­чена также системами видеонаблюдения, специальным отрядом горноспасателей и Департаментом внутренних дел Алматы. Станции оборудованы устройствами для инвалидов- колясочников, а край платформ обозначает специальный бордюр для слабо­видящих граждан.

В марте 2011 года началось строитель­ство второй очереди первой линии метро, которое, согласно планам, продлится более шести лет. Вторая очередь выведет метро за пределы центра города и, по ожиданиям вла­стей, сделает новый вид транспорта более востребованным горожанами.

В западном направлении от станции «Алатау» линия протяженностью 8,62 ки­лометра будет проложена до улицы Ауэзова в микрорайоне «Калкаман-3», она вклю­чает в себя строительство пяти станций: «Сайран», «Москва», «Сарыарка», «До- стык», «Калкаман». Другая ветка второй очереди протяженностью 8,76 километра пройдет от центральных районов Алматы к северу и соединит станцию «Райымбек батыра», находящуюся на пересечении проспекта Райымбек и улицы Фурмано­ва, с железнодорожным вокзалом «Алма­ты-1». Общая протяженность второй оче­реди подземки, включающей 11 станций, составит 17,38 километра, а совокупная протяженность всей первой линии соста­вит 25,8 километра, 18 станций. Средняя глубина заложения станций - 40 метров. Одна из станций второй очереди получит название «Москва». Московские власти одобрили предложение казахстанской стороны назвать в честь Алматы одну из строящихся станций метро на юге россий­ской столицы.

Согласно расчетам Научно- исследова­тельского института транспорта и коммуни­каций первая очередь метрополитена смо­жет перевозить более 200 тысяч пассажиров в сутки, или около 110 миллионов пассажи­ров в год. С вводом в эксплуатацию второй очереди объемы перевозок вырастут до 748 тысяч человек в сутки, или до 305 миллио­нов пассажиров в год.

Проектировщики: талант и труд

Фирма «Метропроект» была создана в 1993 году проектно-строительным объеди­нением АО «Алматыметрострой» на базе комплексного отдела метро при проектном институте «Алматыгипротранс». Основной вид деятельности - проектирование строи­тельства метрополитена города Алматы. Первые документы о развитии этого вида транспорта в южной столице Казахстана были подписаны в 1981 году, однако работы начались несколькими годами позже - ког­да в городе родился миллионный житель. В начале 1990-х годов в стране наступила эпоха перемен. Трудности затронули и не­давно созданную фирму «Метропроект», но работы не останавливались: специали­сты разрабатывали проекты станционных и тоннельных сооружений, эскалаторных тон­нелей, занимались проектом организации и технологии строительства, проектом произ­водства работ, проводили авторский надзор за строящимися объектами метро. В 2003 году проектную организацию возглавил ав­тор статьи.

Главный итог работы компании на се­годняшний день - проект первой очереди метрополитена. Она расположена под ожив­ленной частью города, имеет протяженность

километра. Первая очередь включает, как уже было упомянуто, семь станций:

 «Райымбек батыра» и «Алатау» - одно­сводчатые, мелкого заложения;

 «Жибек Жолы» и «Алмалы» - трех­сводчатые, пилонные, глубокого заложения;

 «Абая», «Байконыр» и «Театр имени М. Ауэзова» - трехсводчатые, колонные, глубокого заложения.

Для обслуживания и ремонта подвиж­ного состава запроектировано электродепо, центральное диспетчерское управление бу­дет осуществляться в инженерном корпусе. Провозная способность первой очереди - более 200 тысяч пассажиров в сутки. Это позволит улучшить транспортную и эколо­гическую ситуацию в городе, ведь метропо­литен - это экологически чистый, внеулич- ный, скоростной вид транспорта.

При проектировании ТОО «Метропро­ект» использует самые современные техно­логии. Так, предприятием был разработан проект прохождения тоннеля с использова­нием метода защитного экрана под действу­ющей автодорогой.

Эта технология, впервые примененная в Казахстане, предполагает прохождение тоннеля без вскрытия дорож­ного полотна и выноса инженерных комму­никаций.

          Совместная работа с различными ор­ганизациями и компаниями позволяет ис­пользовать мировой опыт проектирования метрополитенов. В последние пять лет ТОО «Метропроект» восстановило связи с проектными институтами Москвы, Мин­ска, Ташкента, Санкт-Петербурга. Партне­рами его являются: Центральный научно- исследовательский институт транспортного строительства (Москва), ОАО «Метроги- протранс» (Москва), ОАО «Ленметрогипро- транс» (Санкт-Петербург), ОАО «Минскме- тропроект», ООО «Ташкент Метропроект» (Ташкент). Компания «Минскметропро- ект», владеющая самыми современными методиками, разработала технологическую часть компактного и удобного электроде­по. Специалисты Ташкентского института, накопившие большой опыт работы в усло­виях высокой сейсмичности и обладающие необходимыми знаниями, создали техно­логические разделы: системы вентиляции, электроснабжения, водоснабжения, а также проекты строительства вестибюлей стан­ций «Абая» и «Алмалы». Совместно с ав­стрийской компанией Beton-unt-Monierbau (г. Инсбрук), имеющей опыт проектирова­ния и строительства авто- и железнодорож ных тоннелей в Европе, разработан проект строительства станции «Жибек Жолы». При этом была использована новоавстрий­ская технология, применяемая при строи­тельстве пилонных и колонных станций глубокого заложения.

Компанией ООО «Лайтон» (Москва) был разработан проект комплекса систем автоматики, сигнализации связи, которая включает в себя 28 систем, обеспечивающих безопасность пассажиров метрополитена.

Повышенное внимание в современном ме­тро, и Алматы тут не исключение, уделяется пассажирам с ограниченными возможностя­ми передвижения, использующими коляски. В Алматы электропандусами оборудованы все лестницы и эскалаторы в метрополитене. А на двух конечных станциях - «Райымбек батыра» (Райымбека - Фурманова) и «Ала­тау» (Абая - Гагарина) - имеются лифты для инвалидов-колясочников. Дежурный по станции (их будки будут располагаться рядом с лестницами) поможет инвалиду с подъемом и спуском. Грузоподъемность рассчитана на 450 кг. Каретка будет ездить по своеобразным «перилам-рельсам», а по­том будет складываться назад. Оборудова­ние произведено итальянской компанией SITES, европейским лидером по разработ­ке и изготовлению лифтового оборудова­ния, демонстрационных и промышленных платформ, подъемников различного типа и назначения. Отдельным направлением дея­тельности компании является производство аппаратов, облегчающих жизнь людям с осо­быми нуждами.

Эстетика метрополитена в разных горо­дах и странах очень различна. Известно, что внешний вид подземных станций, напри­мер, лондонского метро отличается крайней простотой. В свое время в СССР пошли по иному пути, и московские, а потом и ленин­градские станции стали настоящими произ­ведениями искусства. То же можно сказать и о алматинском метро, где в архитектурном оформлении станций очень удачно сочета­ются высокая эстетика, историзм и нацио­нальные художественные мотивы. В художе­ственном отношении каждая станция метро города Алматы неповторима и носит само­бытный характер. В этом смысле создатели придерживались традиций, которые были заданы советскими архитекторами: метро - это не просто удобный вид транспорта, это своеобразный подземный город, который должен и радовать человека, и напоминать ему об истории настоящего, «наземно­го» города и всей страны. Именно поэтому о дизайне подземных вестибюлей нужно сказать особо.

Панно на ст. «Райымбек батыра». Архитектурно- художественное решение интерьера основывается на традиционных приемах декоративно-прикладного ис­кусства казахского народа. Вдоль путей равномерно распределены декоративные элементы, ритм которых завершается де­коративными панно, расположенными на торцевых стенах. Мозаичное панно отра­жает тему воинской доблести и славы Рай­ымбек батыра.

Панно на ст. «Жибек Жолы». Основной сюжетной и визуальной идеей монументально-декоративных панно для ху­дожественного оформления интерьера стан­ции «Жибек Жолы» является раскрытие пе­ред зрителями и посетителями зрительных образов, связанных с Великим шелковым путем. Это караваны верблюдов, нагружен­ные тюками и утварью для торговли и со­провождающие их караванщики и купцы, древние города, памятники архитектуры и зодчества, стоящие на восточном торговом пути, а также разнообразные природные и географические ландшафты. При работе над панно использовались высококачественные художественные материалы и эксклюзив­ные технологии обжига керамики, лепки и ручной росписи.

Основным технологическим материалом исполнения является керамика в виде гла­зурованной рельефной основы, покрытой ручной росписью в сочетании со  скульп­турными барельефами и вставками из ша­мота - одного из вида глины, специально предназначенного для подобного рода худо­жественных работ.

Панно на ст. «Алмалы». Художествен­ное панно «Алмалы» исполнено в технике «художественный витраж» с искусственной подсветкой, на платформе станции.

В эскизе заложена идея древнего города и цветущего сада. Композиция состоит из трех частей. Левая часть - цветение сада с очерта­ниями древнего города Алмалы.

Правая часть - созревание плодов с си­луэтом каравана в сакско-зверином стиле.

Центральная часть - яблоня с плодами как символ плодородия, древа жизни и бла­годенствия. Обрамляет композицию гераль­дические элементы, ставшие символикой государства.

Панно на ст. «Абая». Художественное панно для станции «Абая» выполнено в тех­нике «рельеф в бронзе» в сочетании с фло­рентийской мозаикой.

Для гармонии с архитектурой компози­ция создана в современном стиле.

Бронзовый рельеф Абая выделен на ка­менном фоне, где написаны стихи и слова назидания. Рельеф возвышается над совре­менным городом, тем самым подчеркивает­ся актуальность и необходимость творчества Абая в современном мире.

Панно на ст. «Театр имени М. Ауэзо­ва». На платформенном участке ст. «Театр имени М. Ауэзова» изображено панно на тему театральной сцены. В панно отражены художественной мозаикой герои казахских народных эпосов в красочных националь­ных костюмах.

Панно на ст. «Алатау». Декоративные панно находятся на двух торцах односвод­чатой станции. Художественной мозаикой изображена панорама южной столицы Ка­захстана - города Алматы на фоне величе­ственных гор Заилийского Алатау.

Совместно с институтом «Алматыгипрогор» разработаны архитектура и ди­зайн станций «Райымбек батыра», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Театр имени М. Ауэзова», «Алатау», с группой архитекторов А. Басен - станций «Абая» и «Байконыр», с Союзом архитекторов РК - проект инже­нерного корпуса и здания эксплуатационно­го персонала.

При отделке интерьеров станции первой очереди Алматинского метрополитена при­менены натуральные камни казахстанских месторождений и месторождений зарубеж­ных стран.

Облицовки полов выполнены с примене­нием натуральных гранитных камней Курдайского, Куртинского, Капал-Арасанского месторождений Казахстана.

На стенах использованы плитки из тра­вертина казахстанского и импортного про­изводства, а также мраморные плитки, мо­заичный мрамор заводского изготовления. Местами выполнены облицовочные рабо­ты с применением керамических плиток Kerama-Marazzi.

Генеральным планом развития горо­да Алматы предусмотрено строительство еще двух линий метро, пролегающих под густонаселенными районами. В 2010 году ТОО «Метропроект» разработано технико­экономическое обоснование второй очереди строительства метрополитена с протяжен­ностью линии 17 километров и 11станция­ми. Из них первый этап - от станции «Ала­тау» (пр. Гагарина) под проспектом Абая до станции «Калкаман» - линия мелкого зало­жения с пятью станциями. Второй этап - от станции «Райымбек батыра» до железнодо­рожного вокзала Алматы-1 вдоль проспекта Сейфуллина - с шестью станциями.

Строительство такого уникального со­оружения, как метрополитен, немыслимо без надежного проекта, от которого зависит качество сооружения. Это аксиома. В этом плане опыт проектировщиков первого в Казахстане метрополитена особенно инте­ресен.

ТОО «Метропроект» - это стабильный коллектив квалифицированных специали­стов-проектировщиков. В составе ТОО - 11 отделов: строительных конструкций, архи­тектуры и дизайна, отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, организации строительства, трасса и путь, электротехни­ческий, автоматики, связи и сигнализации, инженерной геологии, технический, смет­ный, выдачи технической документации. Специалисты ежегодно направляются для повышения квалификации в головные про­ектные и научно-исследовательские инсти­туты России, посещают международную выставку «Подземный город», которая еже­годно проводится в Москве Тоннельной ас­социацией Российской Федерации. Проект­ная организация имеет информационную базу, компьютерную сеть, современное про­граммное обеспечение, что позволяет выполнять проектно-сметную документацию на высоком уровне.

Алматинский метрополитен стал шест­надцатым в странах СНГ и первым и пока единственным в Казахстане. По количеству станций метрополитен Алматы занимает 15-е место в странах СНГ. Однако прекрас­ное начало положено. И жители города, и его многочисленные гости уже оценили все удивительные достоинства долгожданной подземки.